Публичный доклад государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Пензенской области «Башмаковский многопрофильный техникум»



       1.Общая характеристика учреждения

       1.1 Тип, вид, статус учреждения.

       Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области «Башмаковский многопрофильный техникум» осуществляет реализацию профессиональных образовательных программ начального профессионального образования и среднего профессионального образования базовой подготовки, дополнительного профессионального образования, профессиональную подготовку по программам профессиональной подготовки в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности, выданной Министерством образования Пензенской области серия РО № 033533 от 10.11.2011, регистрационный №10791. Свидетельство о государственной аккредитации серия ОП № 015476 от 04.05.2011г., регистрационный №5410.
       Башмаковское ремесленное училище № 2 было организовано в 1932 году в целях организации подготовки рабочих для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. За время существования образовательного учреждения неоднократно изменялся статус учебного заведения. В настоящее время статус техникума был присвоен в результате прохождения процедуры лицензирования в 2011г.

       1.2 Экономические и социальные условия территории нахождения.

       ГАОУ СПО ПО «Башмаковский многопрофильный техникум» находится в р.п. Башмаково. Башмаковский район расположен в западной части Пензенской области. На северо-западе он граничит с Земетчинским, на северо-востоке с Пачелмским, на юго-востоке с Белинским районами области, а на юго-западе с районами Тамбовской области. В Башмаковском районе проживает около 22,8 тыс. человек.
       Башмаковский район - сельскохозяйственный. На 01.01.2012 года в АПК насчитывается - 13 сельскохозяйственных предприятий, 2 предприятия перерабатывающей промышленности, 186 крестьянских (фермерских) хозяйства, 9546 личных подсобных хозяйств. За 2011 год создано 185 ед. субъектов малого предпринимательства, в том числе 55 сельскохозяйственных потребительских кооператива; 35 индивидуальных предпринимателя; 95 крестьянских (фермерских) хозяйств, 25 обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому направления подготовки обучающихся и студентов выбраны в соответствии с потребностями района и области.

       1.3 Характеристика контингента обучающихся

Контингент обучающихся на 01.07.2012 составил 185 человек. Из них 121 – НПО, 64 - СПО.
№ п/п Профессия/специальность Всего
НПО
1 Повар, кондитер 45
2 Сварщик 22
3 Мастер сельскохозяйственного производства 14
4 Коммерсант в торговле 40
Итого: 121
СПО
7 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 16
8 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 29
9 Сварочное производство 19
Итого: 64
Сетевое взаимодействие 50


       Подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществляется с учетом региональных потребностей рынка труда. Образовательное учреждение работает в тесном взаимодействии Центром занятости населения Башмаковского района. Проводятся совместные круглые столы по обсуждению проблем трудоустройства молодежи; по рекомендации Центра приглашаются работодатели на встречи с выпускниками и для участия в итоговой государственной аттестации.


Выпуск 2011-2012 учебного года
№ п/п Профессия/специальность Всего
НПО
1 Повар, кондитер 17
2 Сварщик 15
3 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию 11
4 Коммерсант в торговле 15
5 Мастер производства молочной продукции 12
Итого: 70
Сетевое взаимодействие
7 Овощевод 22
8 Лаборант химико-бактериологического анализа 14
9 Продавец непродовольственных товаров 28
Итого: 64


       1.4 Структура учреждения

       Техникум в своей структуре имеет 3 отделения, из них 1 отделение очной формы обучения, 1 отделение профильное обучение и 1 отделение подготовки, переподготовки специалистов и повышения квалификации.
       Общее руководство осуществляет директор техникума, назначаемый учредителем. Директор имеет двух заместителей – по учебно-производственной и воспитательной работе. Техническое обеспечение учебно-производственного и воспитательного процессов осуществляется следующими подразделениями:

       - административно-хозяйственная часть;
       - производственные лаборатории и мастерские;
       - библиотека;
       - бухгалтерия.

       В целях изучения и осуществления педагогическим персоналом мероприятий по совершенствованию учебно-производственной и воспитательной работы в техникуме образовано 2 методические комиссии:

       - общеобразовательных дисциплин;
       - специальных дисциплин.

       1.5 Специальности и профессии.

СПО

• 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
• 100701 Коммерция (по отраслям)
• 150415 Сварочное производство
• 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
• 260807 Технология продукции общественного питания
• 260201 Технология молока и молочных продуктов

НПО

• 34.11 Мастер производства молочной продукции
• 34.3 Продавец контролер-кассир
• 30.20 Автомеханик
• 34.4 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию
• 38.5 Бухгалтер
• 1.7 Машинист холодильных установок
• 1.9 Оператор электронно-вычислительных машин
• 37.6 Мастер сельскохозяйственного производства
• 38.9 Коммерсант в торговле
• 37.14 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
• 34.2 Повар, кондитер
• 2.4 Сварщик
• 37.5 Мастер растениеводства


       Подготовка по программам дополнительного профессионального образования в ГАОУ СПО ПО БМТ осуществляется на отделении подготовки, переподготовки специалистов и повышения квалификации.

       1.6 Программа развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году)

       Программа развития «Башмаковского многопрофильного техникума» на 2011-2014гг. разрабатывалась на основе анализа целей и задач модернизации российского образования, современного состояния и тенденций развития образовательной среды России и региона, основных нормативно-правовых документов, определяющих функционирование образовательных учреждений профессионального образования. Концепция развития создана с учётом национальных, региональных, социально-экономических, культурных, демографических факторов, влияющих на функционирование системы среднего профессионального образования.
       Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются:
       • Государственная стратегия развития России до 2020 года;
       • Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»;
       • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. №1340-р);
       • Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (утверждено распоряжением Правительства РФ от 07.04.2008 № 440-р);
       • Долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования Пензенской области" на 2009-2011 годы (с изменениями от 24 ноября 2008 г., 20 января, 10 апреля 2009 г.), утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 20 октября 2008 г. N 681-пП

       Разработка Программы строилась на основе принципов личностно-ориентированного обучения, компетентностного, системного и синергетического подходов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса.
       Целью Программы является создание условий для обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения на основе повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Основными задачами Программы являются следующие:
       • Создание условий для успешного формирования ключевых компетенций специалистов средствами высокоэффективных педагогических технологий в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
       • Создание условия для воспитания у студентов гражданского сознания в условиях рыночной экономики и правового государства, для личностной и профессиональной самореализации будущих педагогов;
       • Обеспечение воспитательно-образовательного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами;
       • Обеспечение условий для интеграции ГАОУ СПО ПО БМТ с образовательными учреждениями разного уровня в рамках реализации непрерывного образования и на основе государственно-частного партнёрства;
       • Осуществление управления воспитательно-образовательным процессом на основе полномасштабного использования информационных ресурсов, технологий.

       Срок реализации Программы – с 1 сентября 2011 г. по 1 сентября 2014 г.

       Программой развития определены основные принципы обеспечения качества профессионального образования:
       • ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон (обучающихся, образовательных учреждений, потенциальных работодателей, общества, государства);
       • развитие социального партнёрства (взаимовыгодное сотрудничество, основанное на доверии, обмене знаниями и интеграции с партнёрами);
       • непрерывное обучение, инновации и совершенствование;
       • управление качеством образования, основанное на информации, фактах и процессах;
       • системный подход к управлению;
       • ответственность перед обществом.

        Формирование компетенций – одна из главных задач профессионального обучения.
       Решение этой задачи возможно через:

       - создание необходимых условий для изучения и освоения членами педагогического коллектива ФГОС нового поколения, переработку учебных планов и программ специальностей подготовки в соответствии с требованиями ФГОС;
       - создание условий для активизации работы педагогического коллектива по освоению и применению высокоэффективных педагогических технологий не только непосредственно в учебном процессе, но и при осуществлении воспитательной работы, организации исследовательской деятельности студентов;
       - разработку и внедрение модели выпускника ГАОУ СПО ПО БМТ в русле компетентностного подхода к осуществлению воспитательно-образовательного процесса и требований ФГОС нового поколения;
       - осуществление организационно-методического обеспечения процесса мониторинга для формирования ключевых компетенций специалиста (разработка и внедрение пакета критериев, показателей, диагностических методик эффективности применения педагогических технологий и т.п.);
       - переработку УМК, активизацию работы педагогического коллектива по созданию методических пособий и рекомендаций по учебным дисциплинам и профессиональным модулям по ФГОСам нового поколения.

       2. Условия осуществления образовательного процесса

       2.1 Режим работы.

       В техникуме установлена 5-дневная рабочая неделя.
       Продолжительность каждого учебного занятия составляет 45 минут, перерывы между занятиями – 5 и 10 минут. После 5 урока – 30 минут. В вечернее время в техникуме работают кружки и спортивные секции.

       2.2 Численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника.

       В 2011-2012 учебном году образовательный процесс осуществлялся 17 штатными преподавателями, т.е. на одного педагогического работника приходилось 16 обучающихся и студентов.

       2.3 Учебно-материальная база

       Одной из приоритетных задач развития ГАОУ СПО ПО «Башмаковский многопрофильный техникум» является создание современной материально-технической базы, по всем параметрам отвечающей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и позволяющей обеспечить подготовку конкурентоспособных рабочих специалистов. Для этих целей привлекаются как бюджетные, так и внебюджетные средства.
       Для осуществления учебного процесса в техникуме имеется 10 специализированных лабораторий и производственных цехов, 18 учебный кабинет. Все аудитории оснащены пожарной сигнализацией. В каждой аудитории имеются стенды, плакаты тематической направленности. В техникуме имеется актовый зал площадью 198 м2 на 196 посадочных мест, аппаратура, аудио- и видеотехника в достаточном для проведения внеклассных мероприятий количестве, имеются 2 спортивных зала, 2 общежития на 76 мест, 2 столовые на 168 посадочных мест, автодром.

       2.4 Наличие производственной базы для прохождения практических занятий.

       Учебная практика, практика по профилю специальности и стажировка (практика квалификационная) по времени проведения, длительности и содержанию для студентов всех специальностей организуются в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
       Учебная практика заканчивается присвоением студентам рабочих профессий: повар, кондитер.
       Администрацией техникума систематически проводится работа по расширению баз практики по профилю специальности и стажировки.
С этой целью заключаются договора о социальном партнерстве с органами федеральной власти и местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, частными предпринимателями района и области:
       Целью этих практик является совершенствование практических навыков, знакомство с реальным предприятием или организацией, изучение основных производственных процессов, организация труда, обобщение и систематизация полученных знаний по профессии и специальности, совершенствование практических навыков.

       2.5 Кадровый потенциал

       Образовательный процесс в ГАОУ СПО ПО БМТ осуществляется высококвалифицированным и опытным инженерно-педагогическим составом, обеспечивающим подготовку высоквалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с лицензионными требованиями и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
       Численность преподавателей с высшим образованием в составе педагогических работников при реализации образовательных программ НПО и СПО базового уровня составляет-100%. Процент преподавателей с квалификационной категорией составляет 92%, мастеров производственного обучения – 74%.
       За большой вклад в развитие и совершенствование учебно-производственного и воспитательного процесса техникума многие преподаватели и мастера производственного обучения отмечены отраслевыми, районными и областными наградами и грамотами.
14 человек имеют почетные звания.
       Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения осуществляется по плану повышения квалификации педагогических работников в Пензенском институте развития образования, базовых Вузах в рамках Федеральной программы повышения квалификации преподавательского состава учреждений НПО и СПО.
       Система повышения квалификации педагогов предусматривает их активное участие в работе районных и областных методических объединениях. Для повышения методической компетентности педагогов в техникуме используются традиционные и современные формы методической работы: психолого-педагогические и методические семинары, научно-практические конференции, конкурс «Преподаватель года», «Молодой мастер производственного обучения», мастер-классы и др. Педагоги проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия.

       2.6. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и студентов.

       Образовательный процесс в техникуме строится с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся и студентов различных курсов. Классным руководителем и куратором изучается социально - психологические характеристики каждого обучающегося, составляется социальный паспорт группы.
       Работа службы социально — психологической помощи строится в соответствии с планом работы на год. За 2011-2012 учебный год педагогом - психологом проведены тренинги следующих направлений: тренинг личностного роста; тренинг управления эмоциональным состоянием и решения конфликтных ситуаций; тренинг межличностного общения, призванный сформировать у студентов навыки межличностного общения и быстрого реагирования при вступлении в контакт; тренинг целеполагания, серия тренинговых занятий, направленных на развитие лидерских способностей и т. д. Для выпускных групп разработан тренинг «Моя карьера — мое будущее», направленный на повышение компетентности молодых людей в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
       Реализуется программа адаптации обучающихся и студентов I курса к условиям обучения в техникуме, целью которой является изучение личностных особенностей студентов и предупреждение дезадаптации, предупреждение конфликтного поведения, развитие чувства команды, сплочение коллектива.
       Ежегодно проводится диагностическая, консультационная, коррекционная, психопрофилактическая работа.
       Ведется работа с обучающимися и студентами, имеющими низкую учебную мотивацию. С ними проводятся групповые и индивидуальные занятия, диагностика личностных особенностей и психокоррекционная работа по ее результатам. На основе результатов диагностики разрабатываются рекомендации педагогам по организации индивидуального подхода к студентам в процессе обучения.

       2.7. Условия для занятий физкультурой и спортом.

       Для проведения спортивно-массовой работы в техникуме оборудованы 2 спортивных зала площадью 346,9 м2 и 427,6 м2, спортивная площадка. Имеется тир и подготовлена полоса препятствий.

В 2011 - 2012 учебном году в техникуме работали следующие спортивные кружки и секции:
№ п/п Название секции ФИО руководителя
1 Секция баскетбола Кирюшин Роман Павлович
2 Секция волейбола Кирюшин Роман Павлович
3 Секция настольного тенниса Бурлаков Алексей Александрович
4 Секция легкой атлетики Кирюшин Роман Павлович
5 Шахматный кружок Бушев Дмитрий Валентинович
6 Тир Бушев Дмитрий Валентинович


       2.8 Основные направления воспитательной деятельности

       Воспитательная работа в техникуме осуществляется в соответствии с Планом воспитательной работы в ГАОУ СПО ПО БМТ на 2011 — 2012 г. по следующим направлениям:

       профессиональное воспитание
       гражданское и военно-патриотическое воспитание
       правовое воспитание и профилактика правонарушений
       нравственное и художественно-эстетическое воспитание
       профессиональное воспитание
       спортивно - массовая работа и пропаганда ЗОЖ (в том числе профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции).

       Это обеспечивает удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, создает основу для выбора и освоения профессиональных образовательных программ, формирует у обучающихся и студентов гражданскую позицию, уважительное отношение к закону, ответственность, профессиональные навыки.
       В техникуме проводятся фестивали, смотры, конкурсы. За прошедший учебный год в техникуме проведено более 30 мероприятий по различным направлениям. Обучающиеся и студенты техникума принимают активное участие в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня.
       В техникуме работает Студенческий совет, Совет отцов, Совет профилактики. Планирование воспитательной работы на год как в целом по учебному заведению, так и по отдельным подразделениям, осуществляющим воспитательную работу (библиотека, общежитие, спортивно-массовая работа и пр.) ведется в соответствии с программами.

       2.9 Организация досуга

       В техникуме организована работа кружков и секций. В 2011/2012 г. работало 11 кружков и 6 секций. Охват обучающихся и студентов работой кружков и секций составил 82 %.
       Спортивно-массовой работой охвачены все обучающиеся и студенты техникума. В течение учебного года традиционно в техникуме проходит спартакиада, включающая в себя соревнования по различным видам спорта (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, минифутбол, настольный теннис и пр.). Сборные команды колледжа принимают активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня.

       2.10 Стипендиальное обеспечение, формы социальной поддержки (компенсации, пособия и др.)

       Обучающимся и студентам осуществляется выплата академических и социальных стипендий согласно Положению о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов в ГАОУ СПО ПО БМТ.
       За успехи в учебной и внеучебной деятельности осуществляется поощрение обучающихся и студентов и коллективов учебных групп согласно Положению о моральном и материальном поощрении обучающихся и студентов. Нуждающимся оказывается материальная помощь.

       3. Результаты деятельности, качество образования.

       3.1 Результаты итоговой государственной аттестации обучающихся.

       Итоговая государственная аттестация выпускников ГАОУ СПО ПО «Башмаковский многопрофильный техникум» проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 27.12.1995г. № 10 и программами итоговой аттестации по специальностям, утвержденными директором техникума.

Качество образования выпускных групп 2011-2012 учебного года
№ п/п Профессия/специальность Всего Разряд, выше установленного обучающиеся/ процент Установленный разряд обучающиеся/ процент
1 Повар, кондитер 17 11/65% 7/35%
2 Сварщик 15 4/27% 11/73%
3 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию 11 2/18% 9/82%
4 Коммерсант в торговле 15 5/33% 10/66%
5 Мастер производства молочной продукции 12 4/33% 8/66%
Итого: 70 37% 63%


       3.2 Сведения о трудоустройстве выпускников

       Основная задача ГАОУ СПО ПО БМТ по трудоустройству выпускников на современном этапе развития образовательного учреждения – расширение зоны ответственности потенциального работодателя, взаимодействие со службой занятости, ориентированной социальных партнеров учебного заведения. Однако договоры на конкретные цифры подготовки носят кратковременный характер и заключаются на последнем курсе обучения. Практически отсутствуют целевые договоры, а имеющиеся ориентированы чаще всего на последующее трудоустройство без финансовых обязательств.
       Выпускники ГАОУ СПО ПО БМТ сегодня востребованы предприятиями и организациями Башмаковского района и области. Процент трудоустройства в 2011-2012 учебном году составил – 54,3 %, продолжат обучение в вузах до 9 %, призванные в ряды РА – 21 %.

Трудоустройство 2011-2012 учебного года
№ п/п Профессия/специальность Трудоустроены на предприятия и организации Призваны в ряды РА Продолжат обучение Не нуждающиеся в трудоустройстве (декретный отпуск) Всего
1 Повар, кондитер 8 2 1 6 17
2 Сварщик 9 6 - - 15
3 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию 8 1 2 - 11
4 Коммерсант в торговле 10 4 - 1 15
5 Мастер производства молочной продукции 3 1 3 5 12
Итого: 38 14 6 12 70


       В новых социально-экономических условиях развития региона перед нами поставлены следующие задачи: эффективное использование потенциала системы профессионального образования для достижения целей социально-экономического развития Пензенской области; обеспечение соответствия качества профессионального образования актуальным и перспективным потребностям областного рынка труда; повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности выпускников учреждений профессионального образования.
       Обстановка на рынке образовательных услуг в современных социально-экономических условиях неизбежно приводит к тому, что образовательные учреждения среднего профессионального образования оказываются в состоянии жесточайшей конкуренции друг с другом и с вузами. Учитывая данное обстоятельство, основными приоритетами техникума определены: конкурентоспособность выпускников на рынке труда и конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных услуг.

       5. Финансово-экономическая деятельность

       Развитие техникума, материально-техническое оснащение, социальное благополучие сотрудников и студентов неразрывно связано с положительной динамикой финансово-хозяйственной деятельности. Администрация техникума на всех уровнях управлениях уделяет постоянное внимание привлечению финансовых средств из различных источников и их рациональному использованию. Работа с государственными органами, укрепление дисциплины в расходовании бюджетных средств, своевременное предоставление расчетов и оснований расходов способствовали устойчивому финансированию техникума из средств федерального бюджета.
       В 2011г ГАОУ СПО ПО БМТ перешел в автономное учреждение и объем финансирования составил 21, 408 млн.руб.
       При значительных объемах финансирования затраты техникума на содержание и развитие требуют привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов. Одним из главных направлений экономической деятельности остается пополнение средств из внебюджетных источников. На протяжении ряда лет действует механизм организации и стимулирования их привлечения. Основными среди них являются: дополнительные платные образовательные услуги (около 300 тыс.руб. – подготовка водителей) и благотворительные средства.
       Администрация техникума принимает меры по концентрации финансовых ресурсов на выполнение отдельных, наиболее важных задач и проектов. Так, 1800 тыс. руб. было направлено на приобретение нового оборудования для образовательного процесса.
Большое внимание уделяется реализации социальных программ, прежде всего росту заработной платы сотрудников. Во 2 квартале средняя заработная плата педагогических работников составила 12930 рублей.

       6. Социальное партнерство

       Большое внимание в ГАОУ СПО ПО БМТ уделяется взаимодействию с социальными партнерами. Заключены договоры с 19 социальными партнерами различных форм собственности по предоставлению возможности прохождения практики и содействию в трудоустройстве.
1. ЗАО "Башмаковский мукомольный завод"
2. СПК «Петровский» с. Никульевка
3. ООО РАО "Троицкое"
4. ЗАО "Башмаковский хлеб"
5. ООО "Вектор"
6. ООО "Спутник"
7. СПК "Родник"
8. ООО "Преображение"
9. ООО "Согласие"
10. ИП Дубков А.П.
11. ИП Хохлова Л.И.
12. ООО "Универсал"
13. ООО "Бытовик"
14. СППК "Пятерочка"
15. СППК "Березка"
16. ИП Юрлов Н.П.
17. ИП Кисилев В.А.
18. ИП Привалова И.М.
19. ИП Чиканцева И.А.
       Все потенциальные работодатели принимают участие в разработке рабочих программ по всем профессиям и специальностям, тем самым проводят оценку качества образования. Работодатели приглашаются к проведению аттестации в качестве председателей комиссии.

 


Hosted by uCoz